Ремонт вариаторов Multitronic (Мультитроник)
Стоимость бесступенчатой автоматической коробки передач Multitronic составляет от 10 до 30% стоимости автомобиля.
Для предотвращения преждевременного выхода из строя и последующего ремонта АКП Multitronic, в первую очередь, необходимо соблюдать правила эксплуатации и сервисного обслуживания! Испугались?
Если нет, то давайте вспомним эти самые правила, которые в общем-то сводятся к одному - к своевременной замене жидкости АТФ, именно замене жидкости!
Почему жидкость АТФ так важна для АКП Мультитроник?
Все очень просто - все дело в фрикционе (фрикцион - это устройство для передачи вращательного движения от одного вала к другому посредством трения), или, выражаясь доступно, "сцеплениях", которых в конструкции два - переднего и заднего хода. Только в отличие от механической коробки со схожим по работе (сухим однодисковым постоянно замкнутым) сцеплением, фрикцион мультитроника обеспечивает плавное соединение трансмиссии в начальной фазе движения, постоянно работая в масле. Именно такой работой фрикциона и обеспечен такой низкий масляный ресурс (от замены до замены 60 000 км пробега).
В общем, трение и еще раз трение! Можно возразить: а как же ступенчатые автоматические КПП*, у которых много фрикционных муфт, тормозов, и "необслуживаемый" масляный ресурс ("на весь срок службы агрегата") - у них и пробеги за двести тысяч, и масло никогда не менялось, и бегают?
Такой вопрос обычно задают те автовладельцы, которым не известно, что передача крутящего момента на обычную автоматическую трансмиссию производится посредством гидротрансформатора, который и выполняет роль "сцепления" при включенной передаче, а рабочие фрикционные муфты при нахождении селектора выбора передач в положениях "1"-"4", "D" или "R" замкнуты и готовы принять нагрузку, когда автомобиль недвижим.
В режиме "малого проскальзывания"! Таким образом, мы подошли к выражению, которое говорит само за себя: "фрикцион едва проскальзывает, что мало сказывается на износе фрикционных дисков и расходе топлива" (официальная формулировка), а выражаясь проще, буксует.
Жидкость АТФ, которая является, на наш взгляд, главной из составляющих, определяющих коэффициент трения фрикциона, - по сути, самый "уязвимый" элемент этой цепи. Цепи передачи крутящего момента до 300 Нм, когда семь металло-керамических и восемь стальных дисков диаметром чуть больше 10 см (фото) приводят в движение посредством трения две тонны металла с ускорением до 100 км/ч за 15 секунд с каждого светофора, каждый день, на протяжении десятков тысяч километров пробега! В таких условиях, понятно, АТФ multitronic, несмотря на систему охлаждения и защиту от перегрева, интенсивно "стареет", превращаясь из прозрачной и хорошо смазывающей жидкости в чёрную клееподобную густую с низкими смазывающими свойствами, что, по сути, приводит к работе вариатора мультитроник на износ.
К нам "вернулась" машина с пробегом после ремонта АКП Мультитроник 86000 км с повреждениями цепи, насоса и фрикциона, потому что занятой (в хорошем смысле слова) человек забыл про рекомендацию о замене масла в агрегате (черной А6 "avant" не повезло на 63000 рублей). И другая А6 - после ремонта вариатора более пяти лет периодически проходящая ТО и, что называется, в отличном состоянии.
Мы не хотим никого напугать, но напомнить о том, что АКП Multitronic (как и любой другой агрегат) - сложное техническое изделие, требующее время от времени квалифицированного обслуживания, - наша обязанность.
И несколько слов о надёжности АКП Мультитроник. Если не тоскать на прицепе другие авто, дачи на колёсах и не нажимать газ в пол на каждом светофоре, "нервируя" высоким крутящим моментом фрикцион переднего хода и сопряженные с ним детали, то Ваш вариатор мультитроник ремонтировать, на зависть соседям, никогда не придётся.
По нашему глубокому убеждению, основная часть поломок приходится на не вовремя обслуживаемые агрегаты, когда в процессе продолжительной эксплуатации магнитные уловители, находящиеся в любой АКПП, обрастая "шубой", теряют свою эффективность и не притягивают мельчайшие продукты износа. В результате масло чернеет, становится вязким носителем абразивных частиц, выводя из строя регуляторы давлений и соленоиды, вызывая таким образом задержки/пробуксовки при включении/выключении передач и, как следствие, интенсивный износ исполнительных элементов любой трансмиссии.
А какой этот срок? И какая это служба? До 150 000 тысяч км пробега, если ничего не менять, и за 300 000, если обслуживать. Гарантии нет, а шанс есть. И уверенность в том, что не “встанете” на дороге в самый неподходящий момент.
Если изобразить в денежном эквиваленте, то картина будет такой: обслужить АКПП стоит до 10 000 руб. на 60 000 км/пробега, а заменить хотя-бы гидравлику до 80 000 руб. на 150 000 км/пробега. Если менять машины раз в год, да, согласны, можно масло и фильтр АКПП не менять.
А как-же кризис? А следующие владельцы авто? О них ведь тоже надо кому-то подумать...
* под ступенчатой понимается любая гидромеханическая автоматическая коробка передач АКП, АКПП и т.д., кроме вариаторов.