На нашем рынке еще не так давно автомобили с вариатором были очень редким явлением. Но сегодня положение вещей кардинально изменилось – практически каждый автопроизводитель, и в том числе Audi, занимается производством трансмиссия такого типа.
Разумеется, как и у любого сложного механизма, у такой коробки есть достоинства и недостатки. Постараемся разобраться, чего ждать от автомобилей с вариатором и что нужно знать, приобретая машину с пробегом.
На самом деле у такой «мудреной» трансмиссии довольно простой принцип работы. Впервые о подобном варианте изменения передаточного числа говорилось еще в 1490 году. И благодарить автомобилисты за CVT (continuously variable transmission, что означает «непрерывно переменная передача») должны Леонардо да Винчи. Впрочем, это гениальное изобретение долгое время мало кого волновало. Иногда его использовали средневековые мельники, а в середине 18 века изредка вспоминали мануфактурщики. И позднее изобретатели пытались усовершенствовать конструкцию, но попытки получить действительно надежный механизм не увенчались успехом.
В середине 20 века ситуация изменилась. Вариаторы начали ставить на скутеры, поскольку небольшая мощность мотора и малый вес такого транспортного средства не создавали значительные нагрузки на трансмиссию. Это обеспечивало вполне стабильную работу вариатора. В крайнем случае, резиновый ремень можно было легко заменить.
Конечно же, этот продукт еще был далек от идеала, но это не помешало Хубу продать его Volvo в 1965 году. Те решили устанавливать трансмиссию на авто третьей серии. Впоследствии такой шаг вышел для компании боком. Конструкция была ненадежной (ремень не выдерживал и 30 тыс. км), что негативно отразилось на имидже компании. Это подтолкнуло шведов откреститься от нее. Ван Доорн решил не останавливаться и создал компанию «Van Doorne Transmissie» (VDT), которая в 1971 году приступила к работе по усовершенствованию конструкции. Плодом проделанного труда стал стальной толкающий ремень. На сегодняшний день существуют разные вариации такой трансмиссии. Их устанавливают на Audi и другие современные автомобили.
В надежности современных вариаторов не приходится сомневаться. Более того, машины, оснащенные такой трансмиссией, по экономичности и динамичности даже превосходят автомобили с традиционными АКПП. Однако не обошлось и без подводных камней. Особенно это касается желающих приобрести авто с пробегом. Здесь нужно разобраться, сколько же способен прослужить вариатор?
Обычно производители закладывают ресурс в 150–200 тыс. км. Некоторым экземплярам это совсем не мешает служить значительно дольше, а некоторым, наоборот, не достигать даже 15 тыс. км. Разумеется, такие случаи списывают на производственный брак, что позволяет менять коробку по гарантии, но проблемы, которые возникают по истечению гарантийного срока, автовладелец вынужден решать самостоятельно. Такие решения выливаются в серьезные денежные затраты. К примеру, чтобы заменить убитый вариатор, придется выложить до 30% от стоимости машины. Ремонтные работы тоже влетят в копеечку – замена ремня может обойтись владельцу примерно в 60 тыс. руб. Бывают и более скромные случаи. Например, сгоревший шаговый электродвигатель (отвечает за переключение передаточного числа) станет причиной некорректной работы агрегата. Покупка нового прибора обойдется более чем в 10 тыс. руб.
Из этого вытекает два вопроса: «Что делать для поддержания нормального функционирования трансмиссии?» и «На что обращать внимание, приобретая машину с пробегом?». Главная причина поломок вариатора – масляное голодание. Масла для такого типа трансмиссий относят к отдельной категории. Их основными задачами являются смазка и предотвращение проскальзывания. Можно подумать, что это взаимоисключающие вещи, но для данной категории масел заложены именно такие характеристики.
Проточить их не получится, поскольку производителями не предусмотрены ремонтные размеры. Новому владельцу транспортного средства также важно знать, какое масло залито в автомобиль, поскольку некоторые масла для CVT несовместимы. Выполнять полную замену масла на вариаторе рекомендуется через каждые 60 тыс. км, поэтому у прежнего владельца следует также выяснить, когда менялось масло в последний раз. Если же это невозможно узнать, желательно сменить масло сразу. Вообще, многие автомобилисты советуют менять масло в такой коробке каждые 30 тыс. км.
Что касается буксировки автомобиля, то это можно делать лишь с работающим мотором. Это создаст в трансмиссии необходимое давление, которое обеспечит хорошую смазку и зацепление ремня со шкивами. Если завести двигатель не получается, лучше даже не думать о буксировке. В этом случае эвакуатор станет единственным выходом, или же буксировка с частичной погрузкой, при этом важно, чтобы погружена была именно ведущая ось.
Поломанный датчик скорости также может стать причиной выхода из строя CVT. При его отказе блок управления мгновенно скидывает ремень в аварийное положение, что влечет за собой экстренное торможение двигателем. Если это произойдет на большой скорости, ремень может деформироваться или полностью разрушиться.
Не нравится вариатору и «рваная» езда. Разгоны и торможения должны быть плавными. В таком режиме работы ремень не подвергается продольным нагрузкам, что также обеспечивает оптимальный режим работы шкивов. Иначе на них будут образовываться задиры, что впоследствии приведет к некорректной работе трансмиссии и дорогостоящему ремонту. Не обязательно разбирать коробку, чтобы проверить наличие изъянов на шкивах. Для этого нужно плавно тронуться на ровной дороге и проехать около километра на малой скорости. Если вы почувствуете рывки, от покупки транспортного средства лучше отказаться. Еще такая трансмиссия не любит быстрой равномерной езды, поскольку так сильно изнашиваются подшипники валов.
CVT устанавливают не только на легковушки, но и на кроссоверы. Вот эти автомобили и попали в зону повышенного риска. Проблем не должно возникнуть, если автомобиль будет эксплуатироваться в городских условиях, но, если вы хотите использовать его в качестве внедорожника, вероятнее всего жизненный ресурс трансмиссии значительно уменьшится. Удары в коробке, которые выдерживают классический автомат и «механика» при преодолении препятствий, очень губительны для вариатора: увеличиваются зазоры, вытягивается лента, далее – или появятся задиры, или обрыв. Даже удар о корягу при движении задним ходом способен вывести трансмиссию из строя.
Это еще не все проблемы, к которым должен подготовиться будущий владелец машины с вариатором. На сегодняшний день даже в крупных городах очень мало действительно квалифицированных сервисов по ремонту и обслуживанию таких трансмиссий. Как правило, хорошие специалисты по вариаторам работают в официальных сервисах, но их роль в основном сводится к диагностике с последующей рекомендацией замены агрегата. Дело в том, что многие производители CVT считают свой продукт не пригодными к ремонту, поэтому не поставляют к ним запчасти.
Более лояльны в этом вопросе европейские компании, включая производителей Ауди, а вот найти запчасти к «японцам» практически невозможно, в связи с чем и цены на детали просто заоблачные. С документацией по ремонту и обслуживанию трансмиссии типа вариантор тоже не все так просто. Эта информация становится доступной через 2–3 года после появления автомобиля на рынке. Но до этого официальные сервисы хранят тайну, а в некоторых случаях даже не владеют ей. Знать им эту информацию нет никакой необходимости: появились проблемы с трансмиссией – меняй на новую. Все это означает, что, если возникнут неисправности, владельцу придется как-то выкручиваться.
Стоит отметить, что с каждым годом эти коробки становятся надежнее, а жизненный ресурс уже преодолел отметку в 200 тыс. км. Поэтому можно без опаски приобретать новый автомобиль, важно лишь соблюдать условия эксплуатации. Но все же лучше воздержаться от покупки подержанного авто, особенно если это кроссовер.